ВВЕДЕНИЕ
Среди профессиональных умений учителя физики важное место занимают экспериментальные умения, в частности умения проводить электрические измерения и работать с радиотехническими устройствами. Формирование указанных умений происходит при изучении различных учебных дисциплин.
Предлагаемое учебное пособие может быть использовано на занятиях по радиоэлектронике, методике обучения физике, различного рода практикумах и курсах по выбору, а также для самообразования.
Ниже приведен примерный перечень экспериментальных заданий, которые могут выполняться на практике по моделированию. Количество заданий определяется преподавателем с учетом уровня подготовки студентов, их индивидуальных особенностей и отведенного на практику времени.
1. Определить ток срабатывания устройства защитного отключения.
2. Измерить с помощью авометра сопротивление между левой и правой рукой.
3. Проверить исправность предохранителя.
4. Проверить исправность и определить полярность выводов полупроводникового диода.
5. Проверить исправность и определить сигнальный провод коаксиального кабеля к электронному вольтметру, к электронному осциллографу.
6. Определить внутреннее сопротивление электроизмерительных приборов.
7. Измерить емкость конденсатора.
8. Измерить индуктивность катушки.
9. Определить структуру и выводы биполярного транзистора, проверить исправность p-n переходов.
10. Снять по точкам вольт-амперную характеристику резистора, полупроводникового диода, стабилитрона.
11. С помощью электронного осциллографа ОМЛ-3М измерить амплитуду и частоту переменного напряжения.
12. Сравнить осциллограммы прямоугольных импульсов напряжения на экранах двух осциллографов с существенно различающимися полосами пропускания каналов “У”.
13. Получить вольт-амперную характеристику резистора, полупроводникового диода, стабилитрона на экране осциллографа.
14. Выполнить монтаж и проверить работоспособность двухполупериодного выпрямителя.
15. Снять зависимость постоянной и переменной составляющих выпрямленного напряжения от тока нагрузки.
16. Получить осциллограммы напряжения на выходе двухполупериодного выпрямителя с емкостным фильтром для трех существенно различающихся сопротивлений нагрузки.
17. Определить коэффициент пульсаций выпрямленного напряжения с помощью электронного осциллографа.
18. Выполнить монтаж и проверить работоспособность апериодического усилителя на биполярном транзисторе, установив необходимую рабочую точку транзистора.
19. Снять амплитудную характеристику усилителя электрических колебаний низкой частоты.
20. Снять амплитудно-частотную характеристику усилителя.
21. Определить чувствительность усилителя низкой частоты при коэффициенте гармоник 5-7 %.
22. Определить входное сопротивление усилителя.
23. Определить выходное сопротивление усилителя.
24. Определить номинальную выходную мощность усилителя.
25. Проверить пригодность к эксплуатации гальванических элементов и малогабаритных аккумуляторов.
Примечание: Часть экспериментальных заданий выполняется в виде демонстраций, проводимых преподавателем и студентами.
должен знать ответы на следующие вопросы школьного курса физики:
электрический заряд, напряженность и потенциал электрического поля, разность потенциалов, напряжение, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон электромагнитной индукции Фарадея, принцип работы трансформатора, устройство и принцип действия р-n перехода, закон Ампера, принцип работы электроизмерительных приборов магнитоэлектрической системы, определение погрешностей измерений стрелочными измерительными приборами, емкость, индуктивность, емкостное и индуктивное сопротивления.
Перечень теоретических вопросов к зачету
по практике по техническому моделированию:
1. Назначение защитного зануления.
2. Принцип действия устройства защитного отключения (по упрощенной схеме).
3. Условные обозначения радиоэлементов на принципиальных схемах (резистор, конденсатор, катушка индуктивности, биполярный транзистор, полевой транзистор, базовые логические элементы).
4. Последовательная и параллельная схемы омметра.
5. Делитель напряжения.
6. Два способа подключения амперметра и вольтметра к участку цепи в зависимости от сопротивления участка цепи.
7. Определение с помощью омметра, полупроводникового диода с маркированной полярностью и резистора сопротивлением 20 - 300 кОм структуры и выводов биполярного транзистора.
8. Методы измерения емкости конденсатора, индуктивности катушки и сопротивления резистора.
9. Структурная схема и принцип работы осциллографа.
10. Расчет резистора Rэт в схеме для наблюдения вольт-амперной характеристики полупроводникового диода на экране осциллографа.
11. Принцип работы двухполупериодного выпрямителя с емкостным фильтром, коэффициент пульсаций выпрямленного напряжения.
12. Принцип работы устройства для зарядки малогабаритного аккумулятора и восстановления гальванических элементов.
13. Расчет погрешностей измерений измерительными приборами.
Перечень обязательных теоретических вопросов к зачету:
1. Принцип действия устройства защитного отключения (по упрощенной схеме).
2. Измерение емкости конденсатора, индуктивности катушки и сопротивления резистора методом амперметра-вольтметра.
3. Структурная схема и принцип работы осциллографа.
4. Принцип работы омметра.
5. Принцип работы двухполупериодного выпрямителя с емкостным фильтром, коэффициент пульсаций выпрямленного напряжения.
6. Два способа подключения амперметра и вольтметра к участку цепи в зависимости от сопротивления участка цепи.
7. Делитель напряжения.
8. Расчет погрешностей измерений стрелочными и цифровыми измерительными приборами.
Перечень обязательных экспериментальных заданий к зачету:
1. Проверить исправность p-n переходов, определить структуру и выводы биполярного транзистора.
2. Проверить исправность полупроводникового диода и определить его выводы.
3. С помощью электронного осциллографа ОМЛ-3М измерить амплитуду и частоту переменного напряжения.
4. Проверить пригодность к эксплуатации гальванических элементов (или малогабаритных аккумуляторов).
5. Определить сигнальный провод коаксиального кабеля к электронному вольтметру, к электронному осциллографу.