Опубликовано:
В.А. ИНОЗЕМЦЕВ, С.В.
ИНОЗЕМЦЕВА, М.Н.
СТЕПАНИЩЕВА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
«БРЕЙН-РИНГ»
Предложен один из вариантов устройства, позволяющего определить, какая из команд желает ответить первой на вопрос в игре «брейн-ринг».
Успех проведения такого рода игр зависит не только от подобранного содержания, но и в значительной степени от четкости организации игры. В организации брейн-ринга очень важное значение имеет возможность определить команду, которая первой пожелала ответить. Для этого учителя используют поднятие руки, нажатие на детскую игрушку-«пищалку», звоночек и другие способы. Тем не менее определить, кто был первым, сложно, особенно когда разница составляет доли секунды. Это создает неразбериху, затрудняет управление школьниками и может сорвать игру.
Поэтому для обеспечения четкой организации брейн-ринга мы предлагаем использовать устройство, схема которого приведена на рисунке. Это устройство позволяет ведущему дать команду «внимание», а командам-участницам сигнализировать о своей готовности. Причем первенство решается бесспорно: если лампочка одной из команд сигнализирует, что их ответ готов, то лампочка «опоздавшей» команды уже не включится при нажатии этой командой своей кнопки.
В приведенной схеме HL1, HL2 - сигнальные лампы, Sb1, Sb2 - кнопки, которыми пользуются команды (находятся на столах, за которыми сидят участники игры), Sb3 - кнопка на пульте управления ведущего, VS1, VS2 - тиристоры, управляющие работой лампочек. На диодах VD6 - VD9 собран двухполупериодный выпрямитель.
При нажатии ведущим кнопки Sb3 одновременно загораются обе лампочки и раздаётся звуковой сигнал, по окончании которого начинается отсчет времени. Ток лампочки HL1 протекает по цепи: точка А, кнопка Sb4, лампочка HL1, диод VD3, кнопка Sb3, точка В. Ток лампочки HL2 протекает по цепи: точка А, кнопка Sb4, лампочка HL2, диод VD4, кнопка Sb3, точка В. При протекании тока по цепи: точка А, кнопка Sb4, резистор R5, обмотка реле К1, диоды VD2, VD3 ( VD5, VD4 ), кнопка Sb3, точка В контакты реле К1 замыкаются и участники слышат звуковой сигнал.
Допустим, ответ первой команды готов и они нажали кнопку Sb1. При этом током разрядки конденсатора С2 заряжается конденсатор С3 , и при определенном напряжении на нём тиристор VS1 открывается и загорается лампочка HL1. В результате суммарное напряжение на диоде VD2 и тиристоре VS1 становится чуть больше 1 В, поэтому при нажатии второй командой своей кнопки (Sb2) тиристор VS2 не откроется.
Варианты подбора содержания могут быть самыми разными в зависимости от класса, уровня подготовки учащихся, их интересов и других факторов. Мы приводим один из вариантов содержания брейн-ринга, который с успехом проводился среди 9-х, 10-х и 11-х классов гимназии № 2 г. Брянска. Вопросы подобраны таким образом, что не требуют углубленного изучения физики, поэтому они могут использоваться в классах и школах любого направления - гуманитарного, физико-математического и др.
1.
Сосуды из необожженной глины обладают
такой любопытной особенностью, что налитая
в них вода становится прохладнее, чем
окружающие предметы. В чем состоит секрет
охлаждающего действия этих сосудов?
2.
На одну чашку рычажных весов поставлено
ведро, до краев наполненное водой, на другую
- точно такое же ведро, тоже полное до краев,
но в нем плавает кусок дерева. Какое ведро
перетянет?
3.
Все знают, как опасно для человека
прикосновение к электрическим проводам
троллейбуса или высоковольтной линии,
когда они под напряжением. Такое
прикосновение смертельно для человека и
крупных животных. Чем же объяснить, что
птицы совершенно спокойно и безнаказанно
усаживаются на провода?
4.
Франклин говорил, что разрядом
электрического тока от батареи он не мог
убить мокрую крысу, в то время как сухая
крыса мгновенно погибала от такого же
разряда. Чем это вызвано?
5.
К веревке, пропущенной через блок,
подвешен груз, который в точности
уравновешивает обезьяну, находящуюся на
другом конце веревки. Что произойдет с
грузом, если обезьяна начнет карабкаться
вверх по веревке?
6.
По третьему закону Ньютона сила, с
которой лошадь действует на сани, равна
силе, с которой сани действуют на лошадь.
Почему же сани всегда двигаются за лошадью,
а не наоборот?
7.
Лучшие прыгуны на Земле преодолевают
высоту 2 метра и больше. Как высоко они
прыгали бы на Луне, где сила тяжести в 6 раз
меньше?
8.
Как поступить, чтобы быстрее остудить
горячий чай: сразу долить в него сливки, а
затем выждать 5 минут, или сначала выждать 5
минут, в после добавить сливки. Если считать,
что от перемены мест слагаемых сумма не
меняется, можно поступать как угодно.
Однако всегда ли конечный результат не
зависит от последовательности действий?