36. Устройство для проведения игры «Брейн-ринг».
Цель: продемонстрировать невозможность одновременного зажигания игроками лампочек на пультах обеих команд.
Приборы и принадлежности: общее оборудование и принадлежности, учебный стенд для проведения игры «Брейн-ринг».
На рисунке 88 приведена принципиальная схема устройства для игры «Брейн-ринг». Это устройство позволяет ведущему дать команду «внимание», а командам-участницам сигнализировать о своей готовности. Причем первенство решается бесспорно: если лампочка одной из команд сигнализирует, что их ответ готов, то лампочка «опоздавшей» команды уже не включится при нажатии этой командой своей кнопки.
В приведенной схеме HL1, HL2 - сигнальные лампы; Sb1, Sb2 - кнопки, которыми пользуются команды (находятся на столах, за которыми сидят участники игры); Sb3 - кнопка на пульте управления ведущего; VS1, VS2 - тиристоры, управляющие работой лампочек.
Рисунок 89 позволяет пояснить, почему необходимо использовать одну группу контактов кнопки Sb3 и два диода VD3, VD4, а не две группы контактов кнопки Sb3 без диодов.
В ходе демонстрации показывают невозможность одновременной подачи сигнала двумя участниками. Показывают также, что если один из участников нажал кнопку раньше, чем погасла лампочка, включаемая ведущим, то включение лампочки не произойдет и необходимо будет отпустить кнопку и снова ее нажать. При объяснении принципа работы устройства необходимо указать назначение каждого его элемента.
Литература: 1; 11; 32; 34; 71.