На главную

Опубликовано: Иноземцев В.А., Иноземцева С.В., Степанищева М.Н. Устройство для проведения игры «Брейн-ринг» // Преподавание физики в  высшей  школе: Сб. науч. тр. -  М.:  Изд-во    МПГУ, 1998. - № 12(I). - С.63-66.

В.А. ИНОЗЕМЦЕВ,  С.В. ИНОЗЕМЦЕВА,  М.Н. СТЕПАНИЩЕВА

УСТРОЙСТВО  ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  ИГРЫ  «БРЕЙН-РИНГ»

Предложен один из вариантов устройства, позволяющего определить, какая из команд желает ответить первой на вопрос в игре «брейн-ринг».

  В последнее время во внеурочной работе по физике учителя все чаще используют формы, заимствованные из телевизионных игр и передач. Одной из таких форм является игра брейн-ринг. Как известно, она представляет собой соревнование между двумя командами, при котором им задается вопрос и право ответить вначале предоставляется команде, первой нажавшей на кнопку звонка.

Успех проведения такого рода игр зависит не только от подобранного содержания, но и в значительной степени от четкости организации игры. В организации брейн-ринга очень важное значение имеет возможность определить команду, которая первой пожелала ответить. Для этого учителя используют поднятие руки, нажатие на детскую игрушку-«пищалку», звоночек и другие способы. Тем не менее определить, кто был первым, сложно, особенно когда разница составляет доли секунды. Это создает неразбериху, затрудняет управление школьниками и может сорвать игру.

Поэтому для обеспечения четкой организации брейн-ринга мы предлагаем использовать устройство, схема которого приведена на рисунке. Это устройство позволяет ведущему дать команду «внимание», а командам-участницам сигнализировать о своей готовности. Причем первенство решается бесспорно: если лампочка одной из команд сигнализирует, что их ответ готов, то лампочка «опоздавшей» команды уже не включится при нажатии этой командой своей кнопки.

В приведенной схеме HL1, HL2 - сигнальные лампы, Sb1, Sb2 - кнопки, которыми пользуются команды (находятся на столах, за которыми сидят участники игры), Sb3 - кнопка на  пульте управления ведущего, VS1, VS2 - тиристоры, управляющие работой лампочек. На диодах VD6 - VD9 собран двухполупериодный выпрямитель.

При нажатии ведущим кнопки Sb3 одновременно загораются обе лампочки и раздаётся звуковой сигнал, по окончании которого начинается отсчет времени. Ток лампочки HL1 протекает по цепи: точка А, кнопка Sb4, лампочка HL1, диод VD3, кнопка Sb3, точка В. Ток лампочки HL2 протекает по цепи: точка А, кнопка Sb4, лампочка HL2, диод VD4, кнопка Sb3, точка В. При протекании тока по цепи: точка А, кнопка Sb4, резистор R5, обмотка реле К1, диоды VD2, VD3 ( VD5, VD4 ), кнопка Sb3, точка В контакты реле К1 замыкаются и участники слышат звуковой сигнал.

Допустим, ответ первой команды готов и они нажали кнопку Sb1. При этом током разрядки конденсатора С2 заряжается конденсатор С3 , и при определенном напряжении на нём тиристор VS1 открывается и загорается лампочка HL1. В результате суммарное напряжение на диоде VD2 и тиристоре VS1 становится чуть больше 1 В, поэтому при нажатии второй командой своей кнопки (Sb2)  тиристор VS2 не откроется.

Варианты подбора содержания могут быть самыми разными в зависимости от класса, уровня подготовки учащихся, их интересов и других факторов. Мы приводим один из вариантов содержания брейн-ринга, который с успехом проводился среди 9-х, 10-х и 11-х классов гимназии № 2 г. Брянска. Вопросы подобраны таким образом, что не требуют углубленного изучения физики, поэтому они могут использоваться в классах и школах любого направления - гуманитарного, физико-математического и др.

 

1.   Сосуды из необожженной глины обладают такой любопытной особенностью, что налитая в них вода становится прохладнее, чем окружающие предметы. В чем состоит секрет охлаждающего действия этих сосудов?

2.   На одну чашку рычажных весов поставлено ведро, до краев наполненное водой, на другую - точно такое же ведро, тоже полное до краев, но в нем плавает кусок дерева. Какое ведро перетянет?

3.   Все знают, как опасно для человека прикосновение к электрическим проводам троллейбуса или высоковольтной линии, когда они под напряжением. Такое прикосновение смертельно для человека и крупных животных. Чем же объяснить, что птицы совершенно спокойно и безнаказанно усаживаются на провода?

4.   Франклин говорил, что разрядом электрического тока от батареи он не мог убить мокрую крысу, в то время как сухая крыса мгновенно погибала от такого же разряда. Чем это вызвано?

5.   К веревке, пропущенной через блок, подвешен груз, который в точности уравновешивает обезьяну, находящуюся на другом конце веревки. Что произойдет с грузом, если обезьяна начнет карабкаться вверх по веревке?

6.   По третьему закону Ньютона сила, с которой лошадь действует на сани, равна силе, с которой сани действуют на лошадь. Почему же сани всегда двигаются за лошадью, а не наоборот?

7.   Лучшие прыгуны на Земле преодолевают высоту 2 метра и больше. Как высоко они прыгали бы на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше?

8.   Как поступить, чтобы быстрее остудить горячий чай: сразу долить в него сливки, а затем выждать 5 минут, или сначала выждать 5 минут, в после добавить сливки. Если считать, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, можно поступать как угодно. Однако всегда ли конечный результат не зависит от последовательности действий?

Представьте себе, что можно было бы просверлить через нашу планету сквозной колодец, прорезающий ее по диаметру. Как вы думаете, что было бы с Вами, если бы Вы упали в такой бездонный колодец (о сопротивлении воздуха на время забудем)? Разбиться о дно Вы не можете, дна здесь не существует, но где же Вы остановитесь?
Hosted by uCoz